История рода Фон Мекк

ruenfrdeitples

Подпишитесь и Вы будете

в курсе всех событий и

изменений на сайте.

Ваши данные не будут

переданы третьим лицам.

 

У восточных границ Подольска, на левом берегу Пахры, расположена усадьба Плещеево, вошедшая в настоящее время в черту юрода. В начале ХI века Плещеево принадлежало черниговскому боярину Федору Бяконту, переселившемуся "всем родом" в московские земли при князе Данииле Александровиче - сыне Александра Невского. В особой чести Бяконт был у сыновей Даниила - Юрия и Ивана (Калиты) Даниловичей. Во время княжеских отъездов в Орду Бяконт оставался в Москве наместником и управлял всеми делами княжества. Старший сын Федора Бяконта - Алексей был первым русским (по национальности) митрополитом, много сделавшим для укрепление авторитета и самостоятельности русской православной церкви. Младший - Александр при Дмитрии Ивановиче успешно руководил внешней политикой московского княжества. За свою широкоплечую фигуру получил прозвище Плещей, стал родоначальником знаменитого рода Плещеевых, откуда и пошло название усадьбы.
В XVII в. эти земли перешли к боярам Морозовым, которым принадлежали соседние "село Дубровицы, да село Ерино", и от которых осталось лишь название оврага на правом берегу речки Клюшенской, впадавшей в Пахру. В дальнейшем Плещеево перешло к Василию Петровичу Поспелову (1699 - 1747гг.), служившему денщиком у Петра I, за что и получивший введенный императором низший частный родовой титул барона. Анна Иоановна пожаловала верного слугу в звание шталмейстера т. е. начальника конюшни. Крестьяне же, в память о добром барине, назвали его именем поместье - Поспелово или Поспелково.
Со второй половины XVII века Плещеево-Поспелово принадлежало поэту, цензору типографии Московского университета, одному из авторов Проекта Нового Уложения, подпоручику, дослужившемуся до Статского советника Александру Ивановичу Перепечину (1745 - 1801гг.)
С начала XIX века усадьба Поспелово принадлежала князю Александру Александровичу Черкасскому (1772 - 1828 гг.). В 1814 -1815 гг. усадьба и сельцо из прихода села Стрелково переписали в приход Захарьинско-Знаменской церкви под старым названием Плещеево.Новый хозяин, согласно званию заказал в 1820 году молодому, но известному московскому архитектору Евграфудмитриевичу Тюрину (1792 - 1870 гг.) проект своей усадьбы, который был осуществлен в последующие два года.
Ровно полвека с 1831 года Плещеевым владел Христофор Екимович (Овакимович) Лазарев (Лазарян) один из крупнейших меценатов армянской диаспоры в России. В 1852 году 63-летний хозяин заказал архитектору Д.А. Корицкому правую кухонную пристройку к главному усадебному дому, что и было исполнено в 60-х годах.
После смерти Х.Е. Лазарева в 1871 году род Лазаревых по мужской линии прекратился. Через десять лет после кончины его жена Екатерины Эммануиловны, урожденной княжны Манук-Бей, усадьба Плещеево переходит к Семену Давыдовичу Абамелику - представителю древнего армянского рода женатого на родствинеце Лазаревых, в следствии чего специальным указом было разрешено именоваться семье Абамелик-Лазаревы.

 

Чайковский - Надежде Филаретовне фон Мекк, Каменка, 1882 г. сентября 28 - октября 8. 

  Я только что вернулся из Киева, куда ездил на два дня, и, вошедши в свою комнату, нашел на столе превосходнейший плещеевский альбом. Благодарю, несчетно раз благодарю Вас, дорогой, милый, бесценный друг, за этот роскошный и в то же время милый сердцу моему подарок. Какая превосходная мысль была у Вас украсить виды Плещеева и комнаты портретами Вашими. Это сообщает альбому особенную цену, это так оживляет его, что как будто в шапке-невидимке прогулялся по комнатам и по саду и увидел не только Ваше обиталище, но и самих дорогих обитателей. Анна в совершенном восторге от подарка и поручает мне выразить Вам свою самую восторженную благодарность. Коле я сегодня написал и его тоже благодарил от нее.

Усадьба Плещеево зимой в 21 веке

Для нас Плещеево дорого тем, что здесь, в усадьбе Надежды Филаретовны фон Мекк, гостил 44-летний русский композитор Петр Ильич Чайковский. "Свободный, как птица", и не имеющий "ни копейки капитала", композитор в сентябре 1884 года воспользовался любезным приглашением московской меценатки и ценительницы музыки, пламенной и верной почитательницы его таланта, вдовы русского инженера-путейца Карла Федоровича, нажившего миллионное состояние на строительстве и эксплуатации железных дорог, 53 -летней баронессы Надежды Филаретовны фон Мекк, которая писала:

"...Дорогой мой. Вы как-то выразили намерение весну провести около Москвы. Это меня очень обрадовало и дало мне мысль просить Вас осчастливить мое Плещеево. Вашим пребыванием... У меня очень мило в Плешееве, и я, конечно, старалась бы доставить Вам полное спокойствие".


В ответном письме Петр Ильич благодарит своего "милого друга" и покровителя, который двенадцать лет ежемесячно посылал ему денежное пособие, дававшее возможность думать только о музыке. Существует мнение, хотя о это трудно поверить, что, несмотря на большую материальную помощь и обширную дружескую переписку в течение 1876-1890 гг., композитор представлял Н. Ф. фон Мекк лишь по двум подаренным ему ее фотографиям. Чайковский уверяет Надежду Филаретовну в том, что для него "...было бы ни с чем не сравнимым наслаждением побывать в Плещееве...".
3 сентября 1884 года П. И. Чайковский приезжает в Плещеево. Семейство фон Мекк в это время живет в Москве, а на зиму уезжает в Вену. В первый же день своего приезда, очарованный усадьбой, он пишет хозяйке дома:

"Я не в силах высказать Вам в настоящей силе степень своего восторга от Плешеева, хотя я ожидал самых приятных впечатлений, но действительность бесконечно превысила мои ожидания...".

 

В доме имелись различные музыкальные инструменты, а в большой библиотеке было много нот. А главное, композитору никто не мешал работать. Работы же было много. Нужно было закончить начатую в Скабееве (недалеко от ст. Гривна) на даче брата Анатолия Ильича "Концертную фантазию" для фортепьяно с оркестром, сюиту, да и отдохнуть перед петербургским спектаклем оперы "Евгений Онегин" - "интимной, но сильной драмы". Петр Ильич совершает прогулки по парку, который

"...есть не что иное, как довольно узкая, но предлинная полоса речного берега, обсаженная вековыми липами, березами, елями, соснами, берегом Пахры, порой доходя до города..." "Сама река прелесть что такое", - восхищался композитор.


Окрестности Плещеева располагали к творчеству. Здесь П. И. Чайковский закончил инструментовку и переложение для фортепьяно "Концертной фантазии". Вначале "Концертная фантазии" была посвящена пианистке А. Н. Есиной, а затем пианистке Софии Мейнер. Написал музыку к романсам "На ни-вы желтые нисходит тишина..." и "Не спрашивай". По просьбе одной парижской газеты Чайковский написал третью сюиту, фортепьянною пьесу для альбома, издавае¬мого в пользу бедных музыкантов. Здесь же, в Плещееве, композитор познакомился по клавиру с оперой М. П. Мусоргского "Хованщина", оперой-мистерией "Парсифаль" (по средневековой христианской легенде) Р. Вагнера.

Трио мадам фон Мекк П.А. Данильченко В.А. Пахульский и К. Дебюсси

Мало кому известно, что в Плещеево в 1881 - 1882 годах работал придворным музыкантом и преподавателем музыки Клод Ашиль Дебюсси(справа), бывший в том числе членом "трио мадам фон Мекк" вместе с Данильченко (слева) и В. Пахульским (в центре).

 

 

 

 

 

 

 


Сочинение музыкальных произведений было не единственным занятием П. И. Чайковского в Плещееве. Здесь впервые прочитал он роман В. Гете "Вильгельм Мейстер". "Я всегда думал, что это ужасно скучно, но боже, какая это прелесть и как я благодарен наткнувшему меня на него", - сообщал он фон Мекк. В Плещееве особенно много он прочитал книг старых русских беллетристов. Здесь "окрепла во мне склонность к Льву Толстому", - писал Петр Ильич. Занятия английским языком в Плещееве дали композитору возможность читать некоторые произведения в подлиннике. В Плещееве у Чайковского было "...ощущение полного удовлетворения своих нравственных, умственных, материа¬льных потребностей..."
Накануне отъезда в Петербург он написал фон Мекк:

"Последний вечер провожу в Плещееве и ощущаю грусть вместе со страхом. После месяца полного уединения не так-то легко очутиться в омуте петербургской жизни. Приношу Вам, бесценный, дорогой друг, самую горячую благодарность за то, что приютили меня в Плещееве, о котором я сохраню самое приятное воспоминание, как часто а Петербурге я буду мысленно переноситься в этот тихий, милый дом".

4 октября 1884 г. Петр Ильич уехал из Плещеева.
Месяц, проведенный в подольском имении фон Мекк, приводит Чайковского к заключению:

"То ощущение полного удовлетворения всех нравственных, умственных, материальных потребностей, которые я ощущаю а Плещееве, снова доказало мне, что лучше всего мне будет доживать свой век в деревне, в одиночестве".


Последняя встреча великого композитора со столь полюбившимся ему Плещеевом произошла в труднейший для наго период работы над симфонией "Манфред" летом 1885 года. Больше Чайковский в Плещееве на был, но еще долго сюда шли письма, полные искренней благодарности и теплоты к "милому, дорогому другу", Надежде Филаретовне, после смерти которой в январе 1894 года усадьбой владела ее дочь Юлия Карловна, вышедшая замуж за управляющего имением В.А. Пахульского. Внук фон Мекк Владимир Владимирович в начале XX столетия продал Плещеево Московскому акционерному обществу по производству цемента.


В 1919 году в бывшее имение въехали 50 воспитанников детской трудовой колонии. С 1925 года в усадебном доме открыли туберкулезный диспансер. В 1926 году надстроили второй этаж и открыли ночной санаторий на 30 коек. А с 30-х годов в бывшем барском имении размещалось общежитие рабочих цементного завода. В 1940-х годах здесь располагалась Подольская женская школа снайперов.

НФфМ Плещеево

 

плещеево и обелиски

НФфМ Плещеево2

От усадьбы сохранились двухэтажный каменный дом в стили классицизма, служебные постройки да две пары каменных обелисков, на которых красовались чугунные львы, перенесенные в городской парк ко входу на старое кладбище, ставшее детской площадкой, а затем исчезнувшие и оттуда. 

 

Плещеево чугунные львы были привезены из Плещеево в парк Подольска имени Талалихина

 

 источники: 

https://yapca.livejournal.com/8648.html  

https://subscribe.ru/archive/country.msk.podolsk/200609/21220507.html

 

РГИА Шифр Ф. 880 Оп. 4 Д. 28 Запродажная запись о продаже имения Плещеево Ек. Мануил. Лазаревой с дочерьми Надежде Филарет. Фон.-Мекк, с приложением краткого описания имения. Черновики Крайние даты 1882 

Название фонда ЛАЗАРЕВЫ: ЕКИМ ЛАЗАРЕВИЧ (1743-1826), ОСНОВАТЕЛЬ ЛАЗАРЕВСКОГО ИНСТИТУТА ВОСТОЧНЫХ ЯЗЫКОВ В МОСКВЕ; ХРИСТОФОР ЕКИМОВИЧ (1789-1871), ЧИНОВНИК МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ; ПОПЕЧИТЕЛЬ ЛАЗАРЕВСКОГО ИНСТИТУТА; АБАМЕЛЕК-ЛАЗАРЕВЫ, КНЯЗЬЯ: СЕМЕН ДАВЫДОВИЧ (1815-1888), ГЕНЕРАЛ-МАЙОР; ЕЛИЗАВЕТА ХРИСТОФОРОВНА (рожд.ЛАЗАРЕВА)(1832-1904), ЕГО ЖЕНА; СЕМЕН СЕМЕНОВИЧ (1857-1916), ЧЛЕН ГОРНОГО СОВЕТА - ВЛАДЕЛЬЦЫ РУДНИКОВ И ЗАВОДОВ НА УРАЛЕ , ПОМЕЩИКИ БЕССАРАБСКОЙ , КАЛУЖСКОЙ , МОСКОВСКОЙ, ПЕТЕРБУРГСКОЙ, ПОДОЛЬСКОЙ , ТУЛЬСКОЙ И ЯРОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИИ

 

1882. Альбом дачи «Плещеево» фон Мекк

01. Групповой портрет семьи Фон Мекк на террасе в Плещееве. Слева направо: Владислав Альбертович Пахульский (1857-1919) – учитель музыки для детей, секретарь Н.Ф. фон Мекк; дочери Н.Ф. фон Мекк – младшая Людмила (1872-1946), Юлия (1853-1915); Надежда Филаретовна (1831-1894); дочь София (1867-1935); младшие сыновья Михаил (1871-1883) и Максимилиан (1869-1955) фон Мекк.
02. Аллея
02. Аллея

03. Вид на усадебный дом в Плещеево03. Вид на усадебный дом в Плещеево03. Вид на усадебный дом в Плещеево

//0404

05. Боковой фасад дома
05. Боковой фасад дома
05. Боковой фасад дома

06. Западный фасад06. Западный фасад06. Западный фасад
0707

08. Восточный фасад08. Восточный фасад08. Восточный фасад

09. Софья и Людмила фон Мекк за фортепьяно09. Софья и Людмила фон Мекк за фортепьяно09. Софья и Людмила фон Мекк за фортепьяно
1010
1111
12. Надежда Филаретовна Фон Мекк на террасе в Плещееве" 12. Надежда Филаретовна Фон Мекк на террасе в Плещееве12. Надежда Филаретовна Фон Мекк на террасе в Плещееве
1313
14. Игра в крокет в усадьбе фон Мекк в Плещеево. Софья стоит в центре, слева от неё Надежда Филаретовна
14. Игра в крокет в усадьбе фон Мекк в Плещеево. Софья стоит в центре, слева от неё Надежда Филаретовна14. Игра в крокет в усадьбе фон Мекк в Плещеево. Софья стоит в центре, слева от неё Надежда Филаретовна
1515
1616

1717
1818
1919
2020

21. Семья фон Мекк на веранде в усадьбе Плещеево. Справа от Надежды Филаретовны дочь Софьяcolor: transparent; text-decoration: none; color: rgb(0, 163, 217);">21. Семья фон Мекк на веранде в усадьбе Плещеево. Справа от Надежды Филаретовны дочь Софья.21. Семья фон Мекк на веранде в усадьбе Плещеево. Справа от Надежды Филаретовны дочь Софья
22. Обложка
22. Обложка