История рода Фон Мекк

ruenfrdeitples

Подпишитесь и Вы будете

в курсе всех событий и

изменений на сайте.

Ваши данные не будут

переданы третьим лицам.

Знаменитый московский долгострой (Политехнический музей)

ссылка на источник  Автор Юлиан Толстов

<--к списку статей--<<

СМИ Знаменитыи московскии долгострои Политехническии музеи Карл Федорович фон Мек

Старожилы-москвичи привыкли  к  ceгодняшнему облику известноrо квартала Новой площади, где вольготно раскинулось здание Политехнического музея. Своим появлением на карте гopoдa он обязан состоявшейся летом 1872 г. Политехнической выставке, посвященной  200-летию со дня рождения Петра Первогo. Памятную эту дату в истории России, император Aлександр II решил отпраздновать осо6енно широко и торжественно. Среди ю6илейных мероприятий значилось и проведение в Москве представительной Политехнической выставки.

Горячим и деятельным инициатором ее выступило «Императорское Общество любителей естествознания, антропологии и этнографии» при Московском университете. Это общество задолго до открытия выставки опубликовало объявление, что « ... выставка имеет целью ознакомить русское общество, фабрикантов и промышленников с достижениями техники, современным развитием промышленности» . Здесь же было подчеркнуто, что экспонаты после закрытия станут основой Политехнического музея.

Необычную эту выставку разместили нетрадиционно - в Кремле и около него. Здесь за короткое время возвели десятки оригинальных павильонов - под экспозицию было занято свыше 17 десятин (1 дес.= 1,09 га). Все дела, касающиеся выставки, были возложены на министра просвещения графа Д.А.Толстого, главным архитектором ее назначили известного московского зодчего Д.Н.Чичагова, который во многом содействовал ее успеху.

Новизна выставки была и в том, что основные затраты несло не государство, а частные компании. В фонд выставки от предпринимателей, меценатов, поступила громадная для тех дней сумма - 200 тыс. рублей! Среди крупнейших меценатов были Малютины, Губонин, фон-Мекк , князь Голицин и многие другие. Не осталась в стороне и Городская Дума, которая помимо денег выделила Комитету выставки под склады и другие нужды необходимые помещения. Как правило, меценаты вкладывали средства в ту экспозицию, что считали нужной. Вот и заводчик Николай Иванович Путилов за свои деньги украсил отведенное ему место впечатляющей композицией из рельсов, что прокатывали его станы - вот вам реклама и показ возможностей фирмы.

К торжественному дню Петр Ильич Чайковский написал специальную «Кантату на  открытие Политехнической выставки в Москве», которая была исполнена музыкантами Большого театра 30 мая 1872 г. на Троицком мосту Кремля. Публика располагалась внизу, в саду.

Москвичи охотно посещали действительно интересную выставку, все ее 25 разделов по многим отраслям народного хозяйства были зрелищем впечатляющим. После закрытия все нарядные павильоны разобрали, территорию привели в порядок. А экспонаты? Согласно положению о выставке, большинство из них «составило, зачаток нового музея, а именно политехнического». Кстати, коллекции Политехнического и в дальнейшем пополнялись за счет экспонатов выставок или просто переданных в дар предметов.

Будущий музей не сразу обрел свое место в столице. Первые пять лет он располагался на одной из самых аристократических улиц - Пречистинке, в доме № 7. Массивное это здание когда-то принадлежало камергеру В.А.Всеволожскому, спустя годы дом этот разорившиеся потомки продали. Купивший его в 1870 году купец Степанов основательно восстанавливает, но в главной его части устраивает модный тогда яхт- клуб. Часть же здания передал под Политехнический музей, который был торжественно открыт в декабре 1872 г. Спустя годы, когда музей переехал в свои стены, дом этот купило военное ведомство и приспособило под  штаб военного округа.

Даже в те далекие годы найти в центре площадку для строительства было непросто. Проблема осложнялась еще и потому, что Городская Дума, ютившаяся в палатах Шереметева на Воздвиженке, мучительно искала и для себя место. Так уж сложилось, что свободной площадкой на Лубянке оказалось то самое место, где ныне высится здание Политехнического. Ранее там стояли балаганы, где торговали фруктами, сластями. Частыми тогда пожарами деревянные эти постройки были истреблены, а на возобновление их от городской головы согласия не последовало  - пустырь решили не застраивать. Но высокое начальство, к великой досаде думцев, наметило именно здесь строить музей. Начало строительства Политехнического относится к 1875 году, а завершили все только в 1907 году. Вот и считайте, есть ли еще более продолжительный музейный долгострой - наверняка, нет.

Важно, что этот музей создавался в немалой степени для просвещения широких слоев населения России, т.е. это была государственная программа. Отсюда казна, щедро ли, своевременно ли, но субсидировала и довела до благополучного завершения строительство комплекса. Хронологически он возводился в три «захода» и разными мастерами, что невольно привело к разностилью. В 1877 году по проекту академика архитектуры И.Монигетти построили одну центральную часть. Долгие 20 лет, этот массивный трехэтажный корпус стоял в одиночестве на фоне просторной площади.

К 1896 г. архитектор Н.А.Шохин возводит в древне-русском стиле выходящее к Ильинским воротам южное крыло музея. И, наконец, в 1907 году построили левое крыло, в стиле модерн, со знаменитой Большой аудиторией, с фасадом на Лубянскую площадь (арх. П.А.Воейков и В.И. Ерамешанцев). Только теперь музей приобрел  тот вид, к которому все давно привыкли.

Сегодня Политехнический насчитывает 65 залов, тысячи экспонатов, демонстрирующих развитие отечественной техники. В 1991 году, указом Президента России музей объявлен федеральной собственнос тью, национальным достоянием. Он популярен и любим поколениями за прекрасные коллекции, яркие незабываемые выставки, что развертывались в его стенах, за большую просветительскую работу.

Юлиан Толстов