История рода Фон Мекк

ruenfrdeitples

Подпишитесь и Вы будете

в курсе всех событий и

изменений на сайте.

Ваши данные не будут

переданы третьим лицам.

Стихотворения о фон Мекк с сайта stihi.ru


НФфМ стихотворение Егорова Надежде Филаретовне фон Мекк

Надежде фон Мекк

 
Всесильной боли не покоренПавел Егоров Энтлор
Сердец безудержных полет.
Блестит потертостью налет
Устало плачущей валторны,
Последней нотой, сотый год,
Стихают вздохом томным горны.

Нутро сильнее жаждет жизни
С летящей музой в небеса,
С любовью, пышущей в глазах.
Душа художника капризна,
Так изобилует в словах,
Как ода блещет в честь Отчизны.

От арфы веет переливом
Дрожащих струн певучий глас,
Оркестра стройный пересказ
Как песнь в ладу звучит красиво.
Он посвятил ее для Вас,
Трудов полночных свет и диво.

Поклон поющий меценату
За возведенный музой храм
Небесной музыки Богам,
За непомеркшие палаты
Бессмертным оперным стихам,
За плод забот Твоих и траты.

П.Егоров
08.07.2015

 

Эпистолярный роман

                                             «…вдали думать о Вас, слышать Вас  в Вашей
                                              музыке и в ней чувствовать с Вами заодно».

                                                                 Из письма Н.Ф. фон Мекк П.И.Чайковскому.

Гения высокого черты:фото автора с сайта stihi.ru
Доброжелательная кладь, взор – не от мира!
Чего-то испугалась явно ты
И создала лишь для души кумира.
Да, некрасива. Скрытности полна.
Еще бы… мать огромного семейства!
Одиннадцать детей – та глубина,
Наполненная жаждой совершенства.
Чайковский и фон Мекк – два друга*,
Которые не встретятся  вовек,
Оставив писем искренних заслугу,
Где прозвучит  ВЕЛИКИЙ  ЧЕЛОВЕК.


Вдова-миллионерша  полюбила
Чайковского как фатум, божество:
Всю музыку его боготворила,
В чем находила жизни волшебство.
Но как помочь создателю и другу,
Что жил над партитурами склоняясь?!
Не оскорбить субсидии услугой –
Тех денег, что помогут с миром связь
Поддерживать: творить, дерзать, работать…
Опровергая бедности закон:
Что нищенство – маэстро обороты,
Кто настигает вечность – обречен.

От нужд спасла, преподнеся свободу –
Как сыну – от двенадцатого рода!
Тот и не чаял беспросветности конца.
Благодарил… но словно от лица
Второго…
Прав оказался вечный Иегова!
Петр все оплатит по Его счетам:
Вселенскою гармонией от Неба!
А письма благодатные – есть   ХРАМ
Общения миров, где вместо хлеба,
Свет душ бездонных, породненных  Лирой –
Той Музы щедрой и её кумира.

источник: http://www.stihi.ru/2011/11/28/6290


Открытый альбом

3. Тринадцать лет надежды.

Когда нет слов достойных у любви,
Тогда даём мы предпочтенье звуку.
Ведь музыка и радость, и разлуку,
Всё превратит в мелодии свои.

И нам вернув, перевернёт всю душу,
И чувства наши вмиг завяжет туже,
И чьё-то сердце вспыхнет, наконец!
Коль искрой Божьей наделён творец.

Уж не в глуши, а в суетной столице
Творил Чайковский, музыкой дыша,
Но проза быта точит, словно ржа,
Над душами высокими глумится.

И вдруг, от безысходных ссор и встреч,
Со щедростью, невиданною прежде,
Доверено рукой судьбы, Надежде,
Для нас, потомков, гения сберечь.
 
Исповедальных  писем – фолианты,
Слова любви в них – редкие бриллианты,
И кто сказал, что это – нелюбовь,
Пусть проживёт судьбу такую вновь!

Средь строчек о болезнях и погоде,
Средь жалоб на злословье и нужду, –
«Безценный, драгоценный мой…» – найду,
Как маленький алмаз в пустой породе.

Три тома из восторгов и обид,
Благословений, нежности и злости,
Призывов в пустоту, как на погосте, –
За каждым словом музыка звучит…

Её слова: «Божественный мой гений…»
Какой восторг от всех его творений,
Что преподносит милый друг рояль,
«За них и душу потерять, не жаль…»

«Словам, я, как Евангелию верю
И знали бы, как Вас боготворю…»
При этом не стремиться к алтарю,
Ни выгоды не чая, ни потери.

«Я ей обязан жизнью и судьбой…» 
Всех опусов, симфоний и балетов
Мы тоже любим только лишь за это,
Вступая в филармонию гурьбой.

Бывает, что один в любви сгорая,
Себя, осознавая в лоне рая, 
Мечтает лишь о мелочи такой:
Чтоб позволял любить себя другой.

Тринадцать лет под властью дирижёра:
И белый лебедь побеждает зло,
И Герман ждёт волшебное число,
И вновь проснулась юная Аврора…

Мне памятник рисует новый век:
Там Пётр Ильич присел у инструмента,
А сбоку, чуть внизу, у постамента, –
Фигурка удивительной фон-Мекк…  

© Copyright: Рассветова Ольга, 2015 

источник: http://www.stihi.ru/2015/04/04/11691


Чайковский. Четвёртая симфония. Упрёк

Всё отдавая за его талант,
Любя его, но вместе с этим зная,
Что Пётр Ильич - великий музыкант,
Но женских чар, увы, не понимает

Не верила, что этот полубог
Её, готовую встать на колени,
Ценя за щедрость, чувством пренебрёг
Не оценив души её стремлений.

Но всякий раз, держа его клавир,
Рукой касаясь клавиш фортепьяно,
Была уверена, что вскоре целый мир
Его оценит, поздно или рано.

Надежда, вдовствуя, могла б спроста
Себе позволить всё, что есть в помине,
Включив любовь. Но в сердце - пустота,
Как, в жарким солнцем выжженной, пустыне.

Супружество ей счастья не дало,
Богатство радости не приносило,
А нынешняя жизнь уже давно
Казалась ей и мрачной, и унылой.

Лишь музыка в душе её жила.
В именьи принимая музыкантов,
В ней жаркая привязанность росла 
К Петру Чайковскому, к его таланту.

И эта музыка, огнём в крови,
Звала к высотам, что-то обещала.
Чего ? - полузабытой ей любви,
Недостающей искры для запала.

А искорка, из пепла возродясь,
Затлелась вновь, блаженством душу грея,
От тягот мрачных дум освободясь
В всепоглощающей любви к Орфею.

Однажды как-то ей заезжий  гость
Сказал - Чайковский бедностью страдает.
И вспомоществованья, словно кость
Голодный пёс, отнюдь не отвергает.

И план созрел. К утру, не смежив глаз,
Обдумала, и укротив волненье,
Послала композитору заказ
С оплатой тотчас же по исполненью.

Заказ исполнив, не заставив ждать,
Отправив к ней, теперь по духу близкой,
Стал с благодарностью ответ писать.
Так завязалась эта переписка.

За словом - слово. Маленькие просьбы -
Ему взаймы немного денег дать.
Надежда - в ней и силы не нашлось бы
Чайковскому хоть в чём-то отказать.

И с радостью ещё благодарила,
Что в трудный час о ней он вспоминал.
В любой её строке любовь сквозила,
Которой Пётр Ильич  не замечал.

Да где ж ему, парящему в высотах,
Таких далёких от земных забот.
А кто она, фон Мекк ? Он помнил что-то,
На миг уйдя от написанья нот.

Чайковский даже пробовал жениться,
Развеяв о себе нелестный миф.
Но, как же вскоре плакала девица,
Мгновений радостных не ощутив.

А он, надеясь « изменить природу »,
Спустя три дня Надежде написал -
« Я - тонущий пловец, не знавший брода.
Подобного я не предполагал...

Надеюсь, наша дружба будет длиться.
Я - одинок, откроюсь Вам одной...»
И в тот же год уехал за границу,
Порвав все связи с брошенной женой.

Он странствовал, ища себе обитель,
А к « Наденьке », с надеждой на интим,
Писал - « Вы - друг мой, Ангел и Хранитель,
Дающий радость мне теплом своим...»

А баронесса, веря и страдая,
В ответ на эту ласку деньги шлёт.
Пособие - дар сердца, назначает
На содержание - шесть тысяч в год.

Тринадцать долгих лет всё это длится.
«..Мне ваша помощь силы придаёт.
За вас, поверьте, буду век молиться...»
Ей посвящая всё, что издаёт.

« Мой друг, как вас благодарить - не знаю…»,
Но в благодарность не найдя двух слов,
В любом конце Европы получая
Букеты ею посланных  цветов.

Однажды баронесса попросила
Создать ей пьесу про её юдоль,
Про утекавшие с годами силы
И про терзающую душу боль.

Про с давних лет потерянное счастье,
Про тщетность в поисках его найти,
Про гордость, уязвлённую в ненастьях,
Встречавшихся на жизненном пути.

Пусть пьеса называется - « Упрёк ».
Принявшись за создание заказа,
Чайковский сразу уловил намёк,
Не ощутив вины своей, ни разу.

Четвёртая симфония. Она
Звучит повсюду, страсти усмиряя.
То взмоет, как гигантская волна,
То, словно утомлённая, стихает.

То, трогательная, ласкает слух,
То бьётся в душу, плача и стеная.
Как вырвавшийся на свободу дух
Разбушевался, удержу не зная.

«Надежде Филаретовне фон Мекк,
Вам посвящаю это сочиненье.»
Румянец на щеках её поблек,
Прочтя позднее - « Другу » - в посвященьи.

Он не пытался знать её в лицо,
А близкого знакомства с ней - тем паче.
На палец ей не обещал кольцо,
А деньги - только дар, и не иначе.

Обрадовался, прочитав в письме,
Что встречи не искать - её желанье.
« ..Друг мой, я часто вижу вас во сне,
Но отвергаю всякие свиданья...»

«…Я так желала раньше видеть вас,
Желала чистых чувств, без вероломства.
Но вы не замечали этих фраз,
Теперь - простите, я боюсь знакомства..»

Ещё два года длится переписка,
Их долгой  платонической любви.
«Недуг » лелея, он страшится риска
Хоть что-то вновь разжечь в её крови

Она писала - « Я ценю вниманье
Ко мне, оно дороже всяких слов.»
Он, отвечая -« Я со всем стараньем
Желанья ваши исполнять готов...»

« Мне так хотелось, чтоб я всё забыла,
Но ваша музыка - она всегда со мной.
Симфония, ваш дар -такая сила,
Вы гениальны, милый мой герой.

Вы ж мне её недавно посвящали
И этим « Другом » мне считать себя ?
Пусть будет так, ведь всё, что вы создали,
Я принимаю сердцем, вас любя…»

Но вот письмо внезапно появилось.
Он вздрогнул, перестав его читать.
И мысль - раз баронесса разорилась,
То впредь ему не в силах помогать.

В конце приписка - « Больше не пишите.»
Зачёркнута добавка - « Никогда ...»
И, снова зачеркнув -« Меня простите,
Но всё же вспоминайте иногда...»

И вновь три года жизни пролетело
Он чувствовал - зашла его звезда.
Жизнь стала серой, лишь в ушах звенело
Зачеркнутое слово - « никогда...»

Жизнь - лишь частичка поднебесной сферы,
Однажды - разлетится на куски...
Орфей замолк, скончавшись от холеры,
А кто-то уверяет - от тоски.

Надежда Филаретовна  писала -
« Он жизнь продлил мне на десяток  лет...»
И плакала, когда его не стало,
С тоской и болью глядя на портрет.

источник: http://www.stihi.ru/2013/05/06/8753
 

Чайковский

      1.
Фон Мекк за углом сторожит
Чайковского в звуках пророчеств:
Без этого ей не прожить
В кипени своих одиночеств.

Ценнее любых витражей,
Картин,сновидений,свиданий,
Пажей и других типажей-
Звучащий призыв мирозданий.

И облик того,кто не спит,
Кто музыку сфер принимает,
Как облака синего спринт
В весеннем сиянии мая!

Ну что вам,скажите,фон Мекк,
До тайны небесного звука?
Его воплощений разбег
В тягчайших неведомых муках?

Как молнии,бьют они в тех,
Кто рядом с рождения тайной,
И кто оказался случайно
Поблизости ради утех!

Не слышит...Не видя глядит,
Как буря уносит маэстро.
И молний разряд впереди,
И нет на Земле ему места!..

        2.
Постиг трагедию любви,
Хотя другим любовь пророчил.
Но одиночеств одиноче
Творец,в ком музыка любви!

Так небеса ее близки
К свершению апофеоза!
И что там жизни хрупкой проза,
Когда есть музыка любви?!

Она идет из вешних сфер,
И в облаках мечты зачата,
И в каждой клеточке клетчатой
В ней божество-не Люцифер.

Мэтр тайну вечности постиг,
Глубинный смысл"любви до гроба",
И понял сердцем,что"за гробом"
Сильней любовь,и звук,и стих!

...По лебединым облакам
Спускались в озеро каскадом
Незримо лебеди-наяды,
И пух летел к его вискам!..


источник: http://www.stihi.ru/2012/11/18/10425

Эпистолярная связь

Алехандро Гудмен

Эпистолярная связь! –
То связь чувств, восхищения! –
- Не любви и не страсти,
А лишь тленья терпенья…
Часто старые дамы, всеми забыты,
Жизнью тёрты и похотью сыты –
Отдают всех себя чувству юных талантов,
Получая взамен: ночь без сна,
                 дни писанья диктантов.

Пётр Чайковский – строптива душа!
От депрессий, хандры, когда тело дыша –
Ничего не желает и мозг, как помёт,
Когда душу и разум стремление рвёт:
Всё покинуть, с сим миром порвать,
Жалким трупом пред всеми предстать.
Но на то эпистолярна связь дана,
Что из депрессии вывести может она.
Поддержать словом, златом, заботой
                                о быте –
Зная заботы все будут забыты…
Так Надежда фон Мекк, за Петром
                               увивалась,
А в ответ ей прокльоны достались.
Он хулил, лил помои на душу и тело,
А она всё ласкала талант неумело.
Вот, что значит взбалмошенный
                             юный стервец
Гений! Безумец! Загадок отец.
Сколько в музыке, в жизни его
                           тёмных пятен –
Будь Чайковский в истории знатен -
Характерными танцами, что танцуют
                        Ромео с Джульетой;     
Бурей страстей меж Опричниками и
                 Снегурочкой, полураздетой,
Так же Грозой, что Онегин Евгений
                                   грозился 
Слёз водопада, с которыми Ты – Дирижёр!
Педагог! Композитор! – в сей мир, появился…
Слёзы он лил Дезире Д'Арто – драм певице,
Великой Полине Виардо, ученице.
Есть любовь и была полторы сотни лет –
                 - в позапрошлом столетьи,
Но приводит тогда и в сей час та любовь к
                                лихолетью.
Трижды мучила Дезире Петра
Десять лет, или больше любовь, та, цвела.
Но под натиском слов Рубенштейна,
Не смотря, на отца Ильи, благословенья,
Вместе не дано было жить тем двоим…
Дезире в мечтах! – была с ним…,
А замуж пошла за другого:
Итальянца – певца, но большого –
Баритон был тучен, жирён
И поступком Д'Арто был удивлён,
Удивлён был и Пётр?! Брату Модесту писал:
«Она замужем! Я же, дурак! – ей романы
                               создал –
Шесть романов! – проникнутых страстью,
                                 мечтой
Посвятил я Дезире – изменнице той!…
Той! – к которой влечён непреодолимости
                                страсти
И симпатией к даме со змеиною пастью».
Пётр метался, забившись в творенье,
Но земное сильнее влеченье.
Он желал продолженья величья –
Лавеласил везде, без приличья.
Он хотел мальчуганов, девчат…
Так безумный роман с Антониной зачат.
Месяц, два, иль чуть больше в браке прожили
И в психушку, обое! – враз, угодили.
Пётр чуть-чуть не покончил с собой.
Антонину закрыли с безумной судьбой –
- Она век свой в психушке для буйных вела,
А Петра ориентация, вдруг подвела:
Цесаревич в объятьях – племянник
                           Стенбор Фермора
Склифосовского сын по рукам, для юмора
Шёл, как дама-любви, по согласию с ним –
Творчество! – Петя Чайковский! Доверил двоим,
Или больше! – Юнцов он любил!
Суд друзей Ильичу говорил:
«Ты убейся, иль от холеры умри,
Цесаревич – особа! – нужна для страны.
По скончании пятидесяти трёх от роду
                          свят лет! –
- Пётр Ильич, уж покинул сей свет…
И сто семьдесят лет, любит маму лишь – ОН
А.А.А. на том свете клокочет, лишь в НЁМ
Ассиер Александра Андреевна – мать!
Ты должна о любви его знать:
Пётр любил на Земле лишь тебя
И искал, лишь подобие!, - образ любя –
А Евгения, Бурю, Грозу и Джульетту –
Пьесы вечной любви! Он мечтал в
                             оперетту
 В жизни бренной своей воплотить,
Но, мамы! – Александры Андреевны образ! –
             мог в жизни! – 
                    - вне жизни – Любить…

P.S.  Поиск правды:

Эпистолярная связь Надежды фон Мекк
С Петром Ильичём Чайковским и
Любовь его к матери Ассиор Александре
Андреевне и немного о жижие Петра.

© Copyright: Алехандро Гудмен, 2013
 
источник: http://www.stihi.ru/2013/06/05/6930

Конверт

Ирина Финкель

Как всё старо в подлунном мире!
И интернета - дольше век:
Пересекались лишь в эфире
П.И.Чайковский и фон Мекк.

"Мой нежный друг"... - не для мобильных:
Перу с бумагой старый век.
Но каждый день несёт посыльный
С бессмертной музыкой конверт.

© Ирина Финкель, 2015

источник: http://new.stihi.ru/2015/10/18/5357


Письма

                                            "Не забывайте и вспоминайте иногда...
                                             До свидания, мой дорогой, несравненный 
                                             друг. Будьте здоровы и веселы. Всем сердцем                                          
                                             глубоко и горячо любящая Вас..."

                                             из письма  Н. Ф. фон Мекк -  
                                             П.И.Чайковскому
                                                                                             


Я писала тебе, я писала тебе сто столетий:
Каждый   день, что был прожит не вместе,  от счастья вдали,
Я писала тебе - так  кому-то Верховному   дети
Пишут тайные письма о робких желаньях  своих.

Я писала тебе обо всём, что случалось на свете,
Я писала тебе о превратностях нашей судьбы.
Я писала тебе! Только ты ничего не ответил,
Потому что забыл. Ты меня совершенно забыл.

Ты забыл, как нам юные головы  сладко морочил
Запах первой весны от несмелых доверчивых  рук,
Ты забыл сумасшедшие, мчащие к пропасти  ночи,
Отпускавшие нас, обессиленных,  только  к утру.

Ты забыл омут глаз и волос непокорные  пряди,
Ты забыл, как для новых стихов не хватало листа,
Я писала, но где-то всё время терялись  тетради,
Я писала тебе, но ни разу ты их не читал!

А теперь из моей осторожной и  правильной жизни
Вымывает тебя беспощадно  старательный   дождь,
Но я буду писать тебе долгие нежные  письма,
Очень личные письма,  
которые 
ты 
не прочтёшь...

источник: http://www.stihi.ru/2013/04/19/30

Рондо к Чайковскому

Братислава

                        Надежде Филаретовне фон Мекк посвящаетсяавтор Братислава


Напишите, мой друг, партитуру разлук,
Бесконечной любви замыкается круг.
Жаль, что нам не дано было вместе кружить,
Окружают меня только нот миражи.
Нереален сюжет, осязаем лишь звук...

Что-то шепчет октябрь, чуть шуршит Ваш сюртук,
Тёплый отзвук огня на тетради дрожит.
Снова нотным письмом объясниться решив,
Напишите: "Мой друг..."

Это проклятый дар или сладкий недуг -
Словно пульс ощущать  клавиш бешеный стук?
Замыкается круг, и не хочется лжи.
Как сыграть пустоту в партитуре души?
Сумасшествие мне за такую игру
Напишите, мой друг.

___________________________________

Рондо - поэтическая твёрдая форма из 15 строк тремя строфами. Рифменная схема aabba abbr aabbar, где r-это первая половина первой строки стихотворения в некоторых случаях не рифмуется ни с чем, в иных случаях имеет рифму a.

© Copyright: Братислава, 2010

источник: http://www.stihi.ru/2010/11/08/8881


 

Из письма Надежды фон Мекк от 15. 02. 1877

Дмитрий 67


Быть фантазёркой хорошо.
В моей душе созвездья искрами.
Всё это было бы смешно,
Когда бы нЕ было так искренно...


Как много времени прошло.
Пишите ! Я прочту внимательно.
Дружить так, может быть, смешно,
Но высокО и основательно...


Не смейтесь...
 

© Дмитрий 67, 2015

источник: http://new.stihi.ru/2015/02/06/7115


Заброшенный сад

Мила Чехонте

Заброшенный сад и разбросаны ноты
Мелодия дивная слух поражает
Волшебный, талантливый, чудный Чайковский
О, как же Вас музыка окрыляет.
Несётся стремительно через преграды
Сквозь годы, века и столетия любые 
Фон Мекк очарована, как она рада,
Что Вы на неё свой взор обратили.
Щелкунчик бесстрашный, цветы в вальсе дивном
И лебедь в загадочной красоте.
Романтик Чайковский, на нас посмотрите
Мы ваши поклонники – все, все, все, все!
Усадьба в Клину, Вам  до боли знакома,
Здесь – осень, весна, Вам мелодии играют.
Ранимый Чайковский, такой незнакомый,
Как музыка Ваша нас поражает.
Рояль приоткрыт, вдруг забегали руки и 
Клавиши быстро под ними мелькают.
Заброшенный сад, льются чудные звуки
И к чистоте, к красоте нас взывают.

© Copyright: Мила Чехонте, 2015

источник: http://www.stihi.ru/2015/03/08/5573


Судьба художника

Верстовой

По юности недоумевал.. 
Ну для чего такой сюжет никчемный 
Чайковский, Богом к нам за ручку приведенный, нарядил
В прекрасные одежды музыкальные..
Неужто не было сюжетов посерьёзнее и актуальнее?
Освобождение рабов в Америке,
Отмена крепостного права,
Да мало ли чего такого    -
Для нашего ума и для прогресса дорогого!
Ан нет,
Какие-то игрушки детские,
Влюбчивый картёжник,
Неблагодарный хлыщ       -
Так искренне Татьяна влюблена в него была..
На что потратил Пётр Ильич всю жизнь?
И почему так чёрство обошёлся с Фон Мекк..
Теперь, перешагнув черту, поближе 
К бетонным тем ячейкам тускло-серым,
Стихи, нет-нет, да почитаю
И что же замечаю..
Опять не то.
Какие-то побасенки,
Кривлянья у могил,
Заоблачная грусть и заклинания, и наставления
Не забывать о смертном часе,
Призывы ко смирению;
Но перед кем и для чего    -
Ответа нет.
Глумливая ухмылка палача,
Иль клоуна.
Сомнений полон я. 

© Верстовой, 2014

источник: http://new.stihi.ru/2014/09/23/9510


Чайковскому П. Иавтор

Митькина Ольга

Трагический конец,
А, может быть, начало?
Как жаль, что ничего
Нельзя начать сначала:
Предотвратить женитьбу
И беспощадный суд,
И оградить от сплетен,
Врагов и пересуд,
Остановить разрыв
С Надеждою фон Мекк,
Когда над Петербургом
Кружил февральский снег.

© Copyright: Митькина Ольга, 2012

источник: http://www.stihi.ru/2012/02/13/8594


Дебюсси. Море, образы

 
,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
А волны волнуются в море,
И образы  тают вблизи,
И ноты с гармонией спорят,
И радует нас  Дебюсси.
Он  праздничен был для России
Он  друг и учитель фон  Мекк
И звёзды до нас доходили,
И там  прекращали свой  бег.
А волны  волнуются в звуках,
И образы тают вдали,
И корчится  музыка в муках,
И сердце от счастья болит.
 

Осень в Клину

Виктория Рощина

Октябрь.

Тихо дремлет запущенный сад.
Тропинки забыли о лете.
Осень! Курится твой аромат -
Дымок жженых листьев чуть светел.
В дожде уныло стоит сирень
В каплях осенних слез.
И тихо склонились на низкий плетень
Ажурные ветви берез.

Чайковский в Клину

Кленовые листья в Клину
Ковром покрыли крыльцо.
Хозяин у Музыки в вечном плену:
Мелькнуло в окне лицо.

Споют часы, тишину прогнав.
Огонь затрещит в камельке.
И снова затем говорит рояль
На струнном своем языке.

Чудо рождается в звуках простых...
Строка нот... Потом снова строка.
И шелест осенних листьев сухих
Услышат другие века.

фон Мекк.

Сухие строгие глаза.
Заботы лоб морщат.
А что внутри? Тоска? Слеза?
Об этом губы молчат.

Женский портрет в столовой висит
В кабинете, в углу стола.
Она сумела себя забыть,
В судьбу его смело вошла.

Дома – дети, дела... Суета!
Лишь письма несут покой:
"У нас давно наступила весна.
Все ли в порядке, друг мой?

Я планами грежу весь день.
Симфонию начал зимой.
В ней борются свет и тень,
Как я со своею судьбой".

Дрогнет в легкой улыбке скула.
Глаза потеплеют на миг -
Так маску отбросив, стоит паяц,
И зал пораженный, притих.

© Copyright: Виктория Рощина, 2007

источник: http://www.stihi.ru/2007/10/03/487


Кратово

Кратово с детства мое, в нем лета свои я оставил,
Ребенком солнечным днем в купании взрослых забавил.
Забавно им было глядеть, как пятилетний мальчишка
Ходит руками по дну  словно в цирке мартышка.
 
Ребенок, увы, подрастал, и лета сменяли друг друга…
Читал и стал изучать, чем проживает Округа.
Историю Края найти было ему интересно,
Познать ушедшие дни, которым в учебниках тесно.
 
С двойной фамилией князь поднялся из прошлого мира,
Эпох неразрывная связь нам не рисует кумира… 
В ней, прежде всего,  Человек Голицын-Прозоровский,
Отдавший свой  маленький век Родине подмосковской!
 
Всего 700 десятин…  Много-то или мало?
Крупный чиновник один приобрел их, как раньше бывало…
Казанской дороги глава фон Мекк командовал славно,
Служащих верных права он соблюдал исправно.
 
Показательным должен был стать и городом-садом поселок…
Фон Мекк мог только мечтать, без разных, там, недомолвок!
Он видел синее небо, зелень соснового бора…
В озере все отражалось от солнышка вечного взора!
 
И паровоз быстроходный с Казанского ехал вокзала…
"Прозоровская" остановка многих гостей привлекала,
Щусев был архитектор, построил тут  домик и дачу…
Подхваченный правильный вектор дал направленье задачи.
 
Чтоб жили и отдыхали, свое поправляли здоровье,
Купались и книги читали, молочко пили козье-коровье
Уставшие от работы граждане из столицы,
Чтобы довольными были их рабочие лица.
 
В 30-м году "Прозоровской" новое имя дали,
Которое стало легендой… Честь ему люди отдали!
В их памяти просто и коротко время командует: Крат!
Герой революции ближе во много становится крат!
 
С Детской железной дорогой, c парком большевиков…
Тут связано очень много… Характер поселка таков!
Былое и настоящее, будущее и текущее
Переплелись в летящее в кратовце каждом живущее -
 
Мира свое ощущение, природы родной понимание.
И в воздухе проявление лишь кратовского внимания!
Тут с детства вокруг все мое, и лета свои я оставил,
Ребенком солнечным днем в купании взрослых забавил.

© Copyright: Сергей С., 2002
источник: http://www.stihi.ru/2002/07/10-699

Ожидание

Галина Колодяжная

Ожидание длилось и длилось...
За рекою погас фейерверк.
Встречи той на Земле не случилось
Для добрейшей графини фон Мекк.

Не случилось... Не всё безвозвратно –
Также солнце встаёт по утру,
«Лебединое озеро» в рампе,
Нежный пух  тополей на ветру.

Ожидание, снова как вечность.
Переходит из года в век
Позабыть...  Заменить тебя нечем,
Обожаемый мной человек.

© Copyright: Галина Колодяжная, 2015

источник: http://www.stihi.ru/2015/09/03/3335


Из жизни П. И. Чайковского

Не встретиться ни разу
Не перекинуться словами
Лишь исповеди в письмах*

===
* Творческая жизнь П.И.Чайковсого
немыслима без этой женщины - наследницы
миллионного состояния, меценатки -
Надежды Филаретовны фон Мекк. По её просьбе
они никогда не встречались в жизни и не перекинулись
даже парой слов - общаться могли только в переписке.      

источник: http://www.stihi.ru/2013/09/15/3509

Неотправленное письмо

Гертруда Арутюнова

Неотправлено письмо

Я  Вам это письмо не отправлю,
Не добавлю душевных утрат,
И семейный бюджет свой поправлю – 
Вам не нужен теперь меценат.

Наш роман быть не может развенчан,
Для тревоги не вижу причин – 
Вы всю жизнь оставались вне женщин, 
Пребываю  и я  вне мужчин.

Тем жила, что дала Вам возможность
Безмятежно творить одному,
В мир Ваш вторгнуться  неосторожно
Не позволила никому.

На бумаге свидания эти,
Беспримерный духовный союз
Оценить не смогли мои дети,
В них увидели только конфуз.

Я дышать Вашей музыкой буду, 
Пётр Ильич, дорогой человек,
В ней я с Вами навеки пребуду…
Всё. Прощайте.
       Надежда фон Мекк.

© Copyright: Гертруда Арутюнова, 2011

источник: http://www.stihi.ru/2011/01/21/9769


Крик души или warum?

Отзыв на спектакль – концерт «Признание в любви»
   (по переписке П.И. Чайковского (Е.Миронов)  с баронессой Н.Ф. фон Мекк (К.Раппопорт).
   Произведения П.И.Чайковского  исполнил  симфонического оркестра под управлением
   В.Спивакова)
   
То подарил дождливый вечер,
К чему давно стремились мысли –
Возможность долгожданной встречи
С искусством, в самом высшем смысле,

В сплетеньи музыки и прозы.
Накал так дивно был высок
Страстей живых – надежды, грезы –
Тревогой жгли, как боль висок.

И разворачивались внятно
Под этот страстный диалог
По переписке – так понятно –
Картины жизни, как пролог

Его торжественного взлета,
Её достойного паденья
С высот парящего полета
Восторга в путах наважденья…

Её сразило «пробужденье» -
Надежда зрела много лет,
Что превозмочь предубежденья
Поможет преданности свет.

И Он ответит адекватно,
Впустив не только в ремесло,
Отреагирует приватно
И всё ж включит е Её в число 

Людей, завеса жизни личной
Не существует для кого…
Он – враг открытости публичной,
Раб вдохновенья своего.

Оно в нем все затмило чувства,
Любовь заставило вложить –
Всей силой, полнотой – в искусство
Звучащей музыки. Не жить

Неплатонической любовью,
Где микс  мучений  и   блаженства –
Лишь Музе доступ  к  изголовью:
В ней только  образ  совершенства.

Ей не помехой нелюдимство
И скверный нрав с огрехом спора,
И не сочтет гостеприимство
За повод, право для напора…

Не хочет с Нею Он встречаться:
Зависимость Его стесняет –
Лишь в письмах будет заключаться
Общенье…Позже заменяет

Отказ от встречи на решенье –
Когда совсем иссякли средства –
Принять покорно приглашенье
На отдых на правах соседства.

Года идут – тревоги, встряски.
Но чувства их всё нарастают
И, зрея, требуют развязки…
Коль любят – денег  не  считают.

Она Его освобождает
От всякой денежной заботы –
Себя крестом сим утруждает –
Все для Него, Его работы…

Он признан – славу обретают
Труды – триумфа близок день.
Её же силы, средства тают –
Маячит разоренья тень.

Ему – признание, известность;
Её расстроены дела:
Отобран бизнес – так, бесчестность
Людей, до краха довела…

Ей безысходность надоела, 
Но всё ж не в силах возражать…
Сама Судьба вмешалась в дело:
В упадке бизнес – содержать

Его уж не позволят средства –
И жизнь Её в штрихах минора.
Так и сказала – без кокетства –
И не услышала укора.

Напротив, может Он свободно –
Зависимости больше нет,
Известен стал Он всенародно –
Её благодарить в ответ.

Привет не вызвал солидарность:
Любя его тринадцать  лет,
Надеялась, что  благодарность
Перерастет в любовь – но НЕТ !!!...

Её поддержкой был Он жив,
Его талант взлелеян Ею –
Он, в Музыку себя вложив,
Отверг взаимности идею…

Молчаньем был Он удивлен:
Изменчивость и охлажденье, 
Когда успехом окрылен –
Забвенья тень и отчужденье?

«Отринут я, но почему?
Во мне зависимость ценила –
Теперь к искусству моему
Вдруг равнодушна – страсть остыла?..

Ответа не было и нет –
Он изнемог от тяжких дум…
И секретарь не пролил свет –
Как крик души его : «WARUM???»

 

© Copyright: Ирина Богдашкина, 2013
источник: http://www.stihi.ru/avtor/bogira1

Болото жизни

Денисов Д.А.

Я увяз по пояс в этом болоте,
Никак не освоюсь, ворочуюсь все время,
Прелести жизни располагают к зевоте,
Это не удовольствие, а тяжкое бремя.

Бывают, конечно, временные успехи,
Которые подслащивают частые неудачи,
Как в 6-й Чайковского, как бы для потехи,
Сначала много скорби, потом бодрые марши. 

Бог с ним, Чайковским, богом задушевности,
Такие вкусы в романтический век,
Его уверяла в любви и верности
Знатная леди госпожа фон Мекк.

Любовь эта не встретила взаимности,
Жизнь сложна, а чувства сложны,
Она была жертвой наивности,
А он? Даже сказать невозможно.

© Copyright: Денисов Д.А., 2007

источник: http://www.stihi.ru/2007/09/27/2054


 1. Все что есть во мне живое - это все твоё. Екатерина Евграфова песня о фон Мекк
Тело здесь, душа с тобою. Не терзай её.
Отпусти мне сердце, мастер
Нежных звуков как твоя душа прекрасных.

В этом глупом, черством мире нищих и царей 
Ничего нет глубже, шире музыки твоей.
Так твори. Твори, мой гений,
Мой Господь, мой Рай, мой демон,
Лучший из людей.

Пр. Где ты, мой друг, мой покой, моя музыка, ты где?
Я всегда за тобой. Слышу я тебя везде.
Мой Чайковский, ты нужней мне, чем любовь моя к тебе.

 2. Поклялась тебя не видеть и словам верна.
Чтоб боготворить твой образ встреча не нужна.
В жизнь мою ворвался звуком.
Прекратив былые муки, новых дал сполна.

Пр. Где ты, мой друг, мой покой, моя музыка, ты где?
Я всегда за тобой. Слышу я тебя везде.
Мой Чайковский, ты нужней мне, чем любовь моя к тебе.

 автор слов и музыки: Екатерина Евграфова vk.com/k.evgrafova