История рода Фон Мекк

ruenfrdeitples

Подпишитесь и Вы будете

в курсе всех событий и

изменений на сайте.

Ваши данные не будут

переданы третьим лицам.

Владислав Альбертович Пахульский (польск. Władysław Pachulski; 1857, с. Лазы (Лукувский повят) — 1919, Москва) — польский пианист и скрипач, старший брат Генриха Пахульского, секретарь Надежды фон Мекк. Ученик Ивана Гржимали, первоначально стал в 1882 году по рекомендации своего младшего брата учителем музыки у детей Надежды фон Мекк, участвовал в её домашних концертах. В дальнейшем начал выполнять обязанности личного секретаря фон Мекк, а затем вступил в брак с её дочерью Юлией Карловной (1853—1915). Пахульский-старший служил в ряде случаев посредником между фон Мекк и Петром Ильичом Чайковским, которому она покровительствовала. В биографической киноленте «Чайковский» роль Пахульского исполнил Кирилл Лавров.

Надежда Филаретовна любила Владислава-композитора и всячески способствовала его развитию, в том числе многочисленными просьбами к Чайковскому о встречах с ним, посылками произведений Владислава Альбертовича Петру Ильичу. Активно протежировала В.А. Пахульского и в консерватории:

письмо Чайковского к он Мекк: Относительно поручения Вашего поговорить с Ник[олаем] Гр[игорьевичем] об экзамене Влад[ислава] Альберт[овича] — само собою разумеется, что оно будет исполнено; но не ручаюсь за то, что Руб[инштейн] снизойдет на эту просьбу. Я предвижу, что он встретит затруднение в том, что для выпускных экзаменов требуется присутствие депутата от правительства, которого нельзя будет пригласить ради одного Пахульского. Впрочем, очень может быть, что он согласится превозмочь это затруднение.  

 Владислав Альбертович был доверенным лицом Надежды Филаретовны и позже женился на ее дочери Юлии, с которой унаследовал тещину усадьбу Плещеево и жили там несколько лет, снискав большую любовь местного населения своим попечением о них и исключительно добрым отношением к простому люду.

 

Генрих Альбертович Пахульский (польск.Henryk Pachulski4 (16) октября 1859, с. Лазы, Лукувский повятСедлецкая губернияРоссийская империя — 2 марта1921МоскваРСФСР) — польский российский композитор, пианист и музыкальный педагог.

Родился в дворянской семье. Отец – Альберт Игнатьевич Пахульский – был землемером («геометром»), лесничим, помощником начальника Либаво-Роменской железной дороги, корой владел К. Ф. фон Мекк. Брат Пахульского – Владислав – скрипач, ученик И. В. Гржимали, выпускник Московской консерватории.

В 1876 г. окончил Варшавский музыкальный институт с дипломом I разряда (диплом виртуоза). Ученик Р. Штробля (фортепиано), С. Монюшко, Л. Желеньского (гармония и контрапункт). В 1876-1879 гг. выступал как пианист (Варшава, Псков, Вильно), занимался педагогической деятельностью. Услышав в Варшаве игру Н. Г. Рубинштейна (1879), решил продолжить обучение у него. Летом того же года приехал в Россию и остановился в доме Н. Ф. фон Мекк, у которой в то время служили его отец (управляющий имением Плещеево Московской губернии) и брат (секретарь).

Вместе с братом принимал участие в домашних концертах семьи фон Мекк. В январе 1880 г. поступил в Московскую конcерваторию как вольнослушатель в класс Н. Г. Рубинштейна, где прозанимался 2 семестра. Потрясенный смертью Рубинштейна, оставил занятия в конcерватории и стал домашним учителем музыки в семье фон Мекк. С этой семьей совершил поездку в Вену, Мюнхен, Париж. По возвращении в Москву с января 1882 г. возобновил занятия в конcерватории у П. А. Пабста. Курс гармонии проходил сначала у Э. Л. Лангера, затем у А. С. Аренского (у него же изучал специальный курс контрапункта).

Окончил конcерваторию в 1885 г. с большой серебряной медалью и дипломом свободного художника.Наиболее значительные стороны деятельности Пахульского – композиторское творчество и исполнительство. Оставил воспоминания о Московской консерватории. Умер 2 марта 1921 г. в г. Москве.

Профессор (1916).
Награжден орденами Св. Станислава III и II степени, Св. Анны III и II степеней, Св. Александра Невского (в память царствования Императора Александра III), серебряной медалью «В память Коронования Императора Николая II».


Педагогическая деятельность:

С 1886 г. преподавал в Московской консерватории, куда был принят по рекомендации П. И. Чайковского в качестве ординарного (штатного) преподавателя обязательного фортепиано.

Класс Пахульского состоял главным образом из вокалистов и струнников. С 1900/01 учебного года вел класс только специального фортепиано на младшем отделении. С 1916 г. преподавал в старших классах консерватории. С 1916 г. – профессор.

Через класс Пахульского в целом прошло свыше 100 учеников по общему и свыше 200 учеников по специальному фортепиано. В их числе – Р. М. Глиэр (в те годы скрипач), пианисты и композиторы Р. Гилль, В. Задерацкий, А. Зубанов, Л. Кутателадзе, В. Терновский, Г. Шароев и другие.

В 1893-1916 гг. работал в Московском сиротском институте императора Николая I.

Преподавал также в Усачевско-Чернявском женском музыкальном училище (1886-1889) и Женском французском училище Св. Екатерины при французской католической церкви Св. Людовика (1905-1906), в Московской народной консерватории (1908).

 

Концертная деятельность:

Несмотря на то, что в концертный репертуар Пахульского в 1880-1890-е гг. входили крупные произведения композиторов-романтиков, по своей природе он был пианистом преимущественно камерного плана.

В течение сезона, как правило, давал сольный клавирабенд, участвовал в одном из квартетных собраний, в сборных концертах. С конца 1890-х гг. все чаще включал в программы собственные сочинения и таким образом постепенно перешел к исполнению исключительно своих произведений.

К авторским концертам Пахульского проявляли интерес А. Н. Скрябин, С. В. Рахманинов, С. И. Танеев.

В годы обучения в консерватории Пахульский выступал преимущественно в квартетных собраниях и в Экстренных симфонических вечерах Императорского Русского Музыкального Общества (как солист).

Будучи преподавателем Московской консерватории, он участвовал в квартетных вечерах Императорского Русского Музыкального Общества, а также в сборных концертах. Концерты проходили в  зале Городского кредитного общества, Малом зале консерватории, зале Синодального училища, Малом зале Благородного собрания, а также в залах различных общественных и благотворительных организаций.

Концертировал в Москве, Санкт-Петербурге, Варшаве и других городах.

Среди партнеров по камерному ансамблю – И. В. Гржимали, Н. Н. Соколовский, А. Э. фон Глен. В концертах Варшавского отделения Императорского Русского Музыкального Общества неоднократно выступал с немецким скрипачом Г. Фриманом.

 

Сочинения:

Пахульский – талантливый автор переложений. Восторженные отзывы о них оставил П. И. Чайковский, неоднократно употреблявший оценки: «отлично», «превосходно», «мастерски», «безукоризненно», «образцово-великолепно» (Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. Т. ХУ-а. С. 169; ХУ-б. С. 299; ХУ1-6. С. 163).

Перу Пахульского принадлежат клавиры Четвертой, Пятой, Шестой симфоний П. И. Чайковского, его «Итальянского каприччио», Вальса из «Серенады для струнного оркестра», увертюры-фантазии «Гамлет», струнного секстета «Воспоминание о Флоренции», романса «Ночь» и фортепианного «Романса» (в 4 руки).

Как композитор испытал на себе влияние Р. Шумана и польских романтиков – Ф. Шопена, С. Монюшко, Л. Желеньского, одновременно восприняв и продолжив традиции московской композиторской школы – П. И. Чайковского, А. С. Аренского и С. И. Танеева (последний давал Пахульскому практические советы по совершенствованию композиторской техники, считал его очень способным к сочинению. См.: Чайковский П. И. ЛПСС. Т. XIV. С. 113-114).

Большинство произведений Пахульского написаны в жанре фортепианной миниатюры: этюды, прелюдии, экспромты, вальсы, мазурки, «Фантастические сказки», «Листки из альбома» и другие. Среди сочинений крупной формы: сонаты для фортепиано, Фантазия для фортепиано с оркестром, для оркестра – Сюита в 4 частях, «Торжественный марш», «Размышление»; камерно-инструментальные сочинения, романсы для голоса и фортепиано на слова А. К. Толстого и другие.

Среди исполнителей – пианисты П. А. Пабст, Е. А. Бекман-Щербина, а также ученики К. А. Киппа, А. А. Ярошевского, Н. Е. Шишкина, К. И. Игумнова, С. В. Рахманинова; дирижеры В. И. Главач, М. М. Ипполитов-Иванов, Э. Млынарский, З. Носковский, В. И. Сафонов и другие.

Научные труды. Издания. Публикации

 

Автор инструктивных сочинений: «Альбом для юношества», «Этюды в форме канонов», «Специальные упражнения для подготовки к этюдам-арпеджио». Редактор изданных этюдов А. Гензельта, Э. Зауэра, Токкаты С-dur К. Черни, Маленьких прелюдий и фуг и Английских сюит И. С. Баха, Жиги С-dur В. А. Моцарта.

Автор-редактор польского раздела в капитальном труде – справочнике «Биографии композиторов с IV-ХХ век, с портретами» (М., 1904; в издании помещено краткое описание жизни и творчества самого Пахульского). Сочинение: «Кое-что из моих воспоминаний о Московской консерватории» // Русская музыкальная газета. 1916. № 36-37

Страница Г. А. Пахульского составлена при участии Н. Б. Пушиной.

Публикации об этом педагоге:

  • Отчеты Московского отделения Императорского Русского Музыкального Общества за 1900-1901 гг. М., 1901
  • Кашкин И. Первое двадцатипятилетие Московской консерватории. Исторический очерк. М., 1891
  • Первый музыкальный вечер общества русских композиторов // Московский вестник. 1898. 28 марта
  • Концерт Пахульского // Московский вестник. 1898. 2 декабря
  • Г. А. Пахульский (к 25-летию его музыкальной деятельности) // Русская музыкальная газета. 1912. № 2  
  • Чайковский П. И. ЛПСС. Т. VII, VIII, IX, XIII, XIV, ХУ-а, ХУ-б, Х1У-6. М., 1962-1979
  • Боровский А. Воспоминания (1915-1920) // Воспоминания о Московской консерватории. М., 1966
  • Келдыш Ю. 100 лет Московской консерватории. М., 1966
  • Алексеев А. Русская фортепианная музыка (конец XIX – начало XX в.). М., 1969
  • Vogel B. Pachulski H. // Polski slownik biograficzny. Z. 24. Wroclaw – Warszawa – Krakòw-Gdansk, 1979
  • Skabrowski J. Sylwetki pianistòw polskich. T. I. Od Wincentego Lessla do Henrika Pachulckiego. Rzeszòw, 1996
  • Пушина Н. Б. О целесообразности использования фортепианных произведений Г. А. Пахульского в концертной и педагогической практике // Волгоград – фортепиано – 2000. Сб. статей и материалов по истории и теории фортепианного искусства. Волгоград, 2000
  • Пушина Н. Б. Вклад Г. А. Пахульского в фортепианную педагогику // Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин / Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. 2. М., 2001
  • Пушина Н. Б. Фортепианное творчество Г. А. Пахульского // Культура – искусство – образование. Сб. науч. трудов. М., 2003
  • Пушина Н. Б. «Редкая музыкальная натура». О жизни и творчестве Г. А. Пахульского. М., 2004
  • Пушина Н. Б. Творчество Г. А. Пахульского в фортепианной культуре конца XIX – начала XX вв. // Культура – Образование – Педагогика искусства. Сб. науч. трудов. М., 2004
  • Пушина Н. Б. Прелюдии соч. 8 Г. А. Пахульского в пианистическом репертуаре // Культура – Образование &ndsah; Педагогика искусства. Сб. науч. трудов. М., 2004
  • Пушина Н. Б. Г. А. Пахульский – композитор, пианист, педагог. Дисс. (2005)
  • Пушина Н. Б. Танеев и Г. А. Пахульский в зеркале дневников и писем // Новое о Танееве. К 150-летию со дня рождения. М., 2007
  • Пушина Н. Б. Творчество Г. А. Пахульского в свете традиций Московской консерватории // Творчество. Концепции. Школы. Cб. статей. М., 2008
  • Пушина Н. Б. Г. А. Пахульский в истории отечественного фортепианного искусства // Профессора исполнительских классов Московской консерватории. Вып. 4. М., 2008.

 

 

Источник: http://www.mosconsv.ru/ru/person.aspx?id=9106